Лондонское метро отмечает 156 лет со дня создания: интересные факты о первой в мире подземке

В Великобритании 156 лет назад именно в этот день, 10 января, впервые в мире запустили метро.

В 1863 году в Лондоне открыли линию длиной шесть километров. Почему тогдашний британский премьер не приехал на открытие подземки и сколько времени требовала поездка от начальной до конечной станции – в специальном репортаже Радио НВ.

Уже в середине XIX в. по улицам Лондона пассажиры на колясках с лошадьми передвигались медленнее, чем пешеходы. Из-за большого количества пробок встал вопрос о том, необходимо ли часть трафика перенести под землю. В 1854 году парламент Великобритании даже принял решение о строительстве метро в столице. Metropolitan Railway строили открытым способом, то есть улицы, под которыми строили тоннели, перекрывали.

Рабочие копали на их месте котлованы глубиной до 10 метров. На дно помещали рельсы, стены и своды сооружали из кирпича, после чего всю эту новую конструкцию снова засыпали.

Первая линия метро состояла из семи станций. Расстояние между начальной станцией Paddington и конечной Farringdon можно было проехать за 18 минут.

На церемонию открытия, которая состоялась 9 января 1863 года, за день до публичного запуска метрополитена, были приглашены около 600 почетных гостей. Среди них были члены парламента и даже мэр Лондона. Однако, например, тогдашний премьер-министр Великобритании лорд Палмерстон отказался от приглашения. Его ответ был в духе англичанина. Он написал, что в свои 79 лет он хотел бы оставаться на поверхности земли как можно дольше. Впрочем, 9 января несколько сотен гостей проехались от станции Паддингтон до станции Фаррингдон.

Уже на следующий день в лондонской подземке проехались 38 тысяч пассажиров. В составе поезда было четыре вагона с газовым освещением. Все вагоны были разделены на классы.

«Первым классом пользовались известные люди Лондона, которые ехали в своим офисы из разных роскошных домов в западной части города. Во втором классе были люди со средним достатком, в основном управленцы и клерки. И третьим классом уже ездили все, кому это было необходимо. Однако пассажиры в третьем классе ездили в некомфортных условиях: в переполненных вагонах и на деревянных скамьях», – рассказывает историк железной дороги Крис Ладлоу.

Первый подвижной состав метро не отличался от обычного поезда. Его тянул паровоз, поэтому в подземке было буквально нечем дышать. Локомотив наполнял тоннель дымом, а вентиляция не всегда справлялась с ним. По упоминаниям очевидцев, пассажиры, особенно те, кто ехали в третьем классе, после поездки были все черные от копоти и дыма.

Эту проблему решили только в 1890-м, когда началась электрификация веток метрополитена. Несмотря на это, новый вид транспорта пользовался не абы каким спросом. За первый год работы лондонская подземка перевезла почти 10 миллионов пассажиров. Особенно популярной она стала среди рабочих, которым уже не приходилось идти пешком на работу в шесть утра. В часы пик, утром, поезда приезжали каждые 10 минут.

Великобритания на многие годы обогнала континентальную Европу в развитии транспорта, а именно в строительстве метрополитена. В континентальной Европе первую линию метро запустили в 1896 году в Будапеште.

Почувствовать себя снова в Викторианской эпохе англичане смогли в 2013 году – к 150-летию подземки можно было проехаться в раритетном поезде. Билет в первый класс, в котором вагоны обиты бархатом и кожей, стоил 180 фунтов стерлингов. Несмотря на дороговизну проезда, желающих было столько, что билеты пришлось разыгрывать.

Почти шесть километров раритетный вагон одолел за два с половиной часа. За более полутора века существования в Лондоне в метро сейчас работают 11 линий, на которых построено 270 станций.

До сих пор метро в Лондоне входит в тройку самых длинных в мире, уступая лишь метрополитену в Шанхае и Пекине.


Источник: nv.ua