Реальная стоимость билета. Почему Укрзализныця готовится к повышению тарифов

Укрзализныця намерена повысить стоимость пассажирских перевозок еще на четверть.

В то же время в компании отметили: чтобы сделать перевозки безубыточными, стоимость билетов нужно увеличить более чем в два раза, а тарифы на перевозку багажа – почти в 3,5 раза. Об этом сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос Радио Свобода.

Пока не решено

Пока Укрзализныця готовит предложение в Министерство инфраструктуры. Просят провести индексацию тарифов на перевозку пассажиров в два этапа: с 1 апреля — на 12% и с 1 октября – еще на 12%.

Если такое предложение утвердят, тарифы пересчитают для всех категорий поездов и вагонов (кроме вагонов первого класса поездов Интерсити+). А с 1 апреля на четверть будет проиндексирован уровень тарифов на перевозку багажа и грузобагажа. Однако вопрос о повышении цен на билеты пока не решено. Такой вывод можно сделать из ответа Укрзализныци на официальный запрос Радио НВ.

«Тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом регулируется государством. Пока никаких документов по изменению стоимости проезда железнодорожным транспортом не поступало в компании. Просим общественность и СМИ не спекулировать на тему тарифов и не дезинформировать общество», – говорится в ответе Укрзализныци.

В Укрзализныце разработали финансовый план на 2019 год и стратегию компании. После их утверждения компания проинформирует о тарифной политике на этот или следующий год.

Механизм формирования тарифа не разглашается

Механизм формирования тарифа на перевозку никому не известен. Эту информацию Укрзализныця не разглашает. Единственное, что известно, – пассажирское направление является наиболее убыточным. И потери перекрываются за счет грузовых. Об этом в комментарии Радио НВ рассказал эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуры Украинского института будущего Владимир Шульмейстер.

По его словам, по итогам прошлого года убыток составил около 10 млрд гривен. Даже в случае повышения стоимости проезда вдвое, вряд ли перекроется реальная стоимость билета, говорит специалист.

Кроме того, катастрофическая ситуация с государственной компенсацией проезда льготников. В прошлом году государственный долг перед Укрзализныцей составил около 500 миллионов гривен. И так будет, пока не будет монетизации льгот. Поэтому ни о каких дотации от государства для Укрзализныци речь не идет, как это делают в Евросоюзе, сказал Владимир Шульмейстер.

«Просто повысить тарифы – это самое простое, но нужно еще и что-то делать с качеством предоставления услуг. Сухое белье, чистые вагоны, чтобы ночью было не жарко и не холодно, а как надо. Вот эти вещи должны выходить. Это то, что от них зависит и легко делается. Просто внутренняя организация. В Укрзализныце воруют около 2 миллиардов долларов в год. Если бы перестали воровать, то не надо было бы и повышать тарифы», – отметил Шульмейстер.

Тарифы завышены

Проблема Укрзализныци в том, что одновременно она выполняет социальную функцию, то есть государственную и деловую, отметил в комментарии НВ эксперт общественной кампании Европатруль Вячеслав Коновалов.

Согласно исследованию организации, какие-то тарифы Укрзализныци еще и завышены, отметил эксперт. Все потому, что компания является монополистом и не существует Нацкомиссии, регулирующей тарифы в транспортной отрасли, а ее должны были основать еще 15 лет назад, отметил Вячеслав Коновалов.

«В последнее время Укрзализныця занялась такой хитрой схемой: они пытаются повышать не столько сам тариф, сколько различные сопутствующие услуги. Ввели дополнительную плату за постель, подорожал чай, кофе, все остальное, хотя на самом деле объективных причин для повышения не было», – отметил Коновалов.

В 2018 году Укрзализныця дважды повышала тарифы на пассажирские перевозки: в мае и в октябре. В целом поездки подорожали примерно на четверть.

Источник: biz.nv.ua